vendredi 8 avril 2022

ТУРГЕНЕВСКИЙ ДУБ

Мне пришел отклик, содержащий следующий вопрос: 

“В вашем “открытом письме”, увы, нет ни слова о причинах “этого судьбоносного решения”. Вы их какими понимаете?”

Не знаю есть ли смысл что-то говорить и объясняться. События уже раскручиваются и все слова в настоящий момент летят вдогонку набравшему скорость тяжелому локомотиву. 

Какими я понимаю эти причины?

Я понимаю их такими же, какими объясняется поступок Герасима из известного рассказа. 

В русской культуре его мотивы до сих пор остаются невыясненными:

 “Зачем Герасим утопил Муму?” - спрашивают родителей дети, а вместе с родителями и детьми ломают головы взрослые литературоведы, поэты и философы. Возникло множество художественно выраженных высказываний и даже метафизических рассуждений и лекций. Один известный писатель утверждает, что маленькая, беззащитная Муму - это наша народная душа и совесть. И Герасим привязал к доверчивой Муму кирпичи и бросил ее в воду потому, что иначе он не смог бы уйти от барыни. Муму ему бы мешала в дороге и в жизни. И только загубив ее, он этим обрел свободу. 

Рассуждение это никуда не годится. Совершенно очевидно, что, убежав после этого действия не куда-нибудь, а в крепостническую деревню, он там свободы найти не мог. А кроме того, из этого толкования получается, что Герасим и ранее-то имел очень маленькую и неразвитую совесть, которую погубить всегда было пара пустяков, а после случившегося, он  ушел и зажил в русской провинции не только без женщин, как повествует рассказ, но и уже без всякой совести...

Так что, скорее всего, не только подобный ответ, но даже и сам этот вопрос лишены всякого смысла, так как из рассказа о поступке Герасима совершенно ясно, почему он принял это решение. Потому, что ему приказала барыня. 

В нашем сегодняшнем случае собачка, к которой барыня имела личную антипатию, лаяла не на ее дворе, а в доме по-соседству. По-привычке она послала Герасима передать, чтобы и там приняли нужные меры. Но соседи не вняли. Не уважили. Тогда у нее просто не осталось выбора. Темной ночью, ближе к утру, ее люди перелезли через забор... 

Что сейчас там за забором происходит в доме барыни толком никто не знает. Судачить об этом  она не велела. Кое-какие нехорошие слухи доходят. Порой дворецкий украдкой прикладывает ухо к забору, прислушивается… Барыня несколько бледна, но делает вид, что все идет по плану. В доме же все твердят о торжестве справедливости.

Человеку постороннему все это может показаться диким. Но это лишь потому, что он  не жил на барском дворе и не знает какая там удивительная атмосфера.

Эта последняя воцарилась не сразу. Были времена, когда высказываться в пользу мира не считалось преступлением. Но после “крупнейшей геополитической катастрофы века”, пользуясь случаем, нашей барыне удалось прибрать к рукам полезшее из советской кастрюли русское тесто. Этот ее талант далее проявился в том, что из него ей удалось слепить уже известный ранее по начинке пирог, ту его осовремененную копию ушедшего казалось безвозвратно в прошлое порядка, где все ее желания, приказания и повеления - какими бы сомнительными или даже откровенно преступными они ни были, беспрекословно исполняются Герасимами и Герасимовыми. 

Военно-политическая и моральная трясина, в которую заехала российская телега милитаристского дизайна, однако, не является  выражением духовного падения и невежества только ее “командира экипажа”. Во всей этой катастрофе очень много и от объективной исторической слабости народного духа, его общей моральной немощи, той духовной неловкости и неуклюжести, с которыми Герасим ухаживал за Татьяной.

Не только у себя дома, но и на мировой арене мы поэтому преимущественно залихватски пляшем вприсядку, далеко выбрасывая ноги, когда нужно как можно более искусно вальсировать с соседкой и стратегическими партнерами. Вследствие этого неумения парных танцев нам даже и пригласить даму без предъявления ей ультиматума пока что не удается... Наше желание быть удалым кавалером, приглашения которого дожидаются все дамы на балу, выражается в том, что мы перебрасываем к их дверям танки. Быть может по этой причине неумения культурно общаться с женщинами и возникает дошедшее уже до открытого хамства нежелание  сообразовываться с теми понятиями мирового общежития, фундамент которым заложили Греция и Рим и затем развивала много веков вся дальнейшая человеческая история. Как упрямый,  испорченный ребенок мы не хотим следовать созданному совсем не вчера, далеко не совершенному, но все-же не сводимому к произволу мировому ритму... Мы его не уважаем, презираем, не понимаем в чем он состоит и находим его несправедливым с точки зрения отечественного, барско-холопского понимания справедливости… Мы приказывем замолчать не только чужой собачке, но и мелодиям исполняемым на любой арфе или клавесине. Только потому, что они не соответствуют ни внешне, ни по звуку нашему домашнему внутреннему моральному тону и убранству… У нас есть свои моральные “гусли и балалайки”. Поэтому наша социальная и внешнеполитическая жизнь все еще не заходит далее этого музыкального инструмента с тремя струнами. Но проблема в том, что и эти вполне годные инструменты у нас плохо нравственно настроены и любимые “три аккорда” звучат режущей ухо культурной и моральной фальшью, а французское наименование “шансон” не спасает наш мотив от его вульгарности.  Над страной давно звучит далеко не московский бит. Даже Высоцкий  переложен на “новую” бодрящую музычку, более подходящую для ресторанного исполнения..  Шансон в умах, шансон в делах, шансон в университетах, в статьях, в литературе. Шансон давно гремит на полную катушку в парламенте, "Владимирским централом" отдает сама российская политика. Ее вульгарный вкус виден во всем, но более всего в выборе той когорты телеведущих, которым она поручила доносить воззрения барыни на историю и жизнь “простому народу”. Можно просто диву даться тому, каким же это эстетическим критерием нужно обладать, чтобы на полном серьезе ангажировать столь низко падших ведущих, комментаторов и “геополитических анализаторов”. Их стиль, их речь, внешний облик, манеры держать себя находятся за гранью всех приличий. До сих пор кажется, что нас просто разыгрывают и скоро выйдет кто-то из за кулис, рассмеется задорно и скажет, что это все была “скрытая камера”.

Невозможно  поверить, что не только водителям такси и маршруток, но и самому руководству страны этот стиль оказался по-вкусу, по-сердцу, что на самом верху государственного управления у нас оказались люди, чьи не то что даже моральные, но и элементарные эстетические чувства оказались на этом уровне и они вовсе не оскорблены этими более чем гадкими приемами и формами выражения той пурги, которая несется из студий, освобождая свою непритязательную аудиторию от “химеры совести”. Страну словно заколдовали.

История помещичьей России полна самых отвратительных явлений. Но у класса дворян имелся хотя-бы вкус. Они понимали ценность античной и европейской культуры, что было  унаследовано в значительной мере и большевиками. При всех преступлениях царской и коммунистической власти они все-таки сохраняли в себе уважение к просвещению и старались поднять вкусы народа. Ныне мы видим совершенно обратное. Понятия нынешней барыни в разы уступают ее предшественникам из прошлого века. Это скорее взгляды, которые ранее исповедовали  какие-нибудь приказчики и половые в петербургских трактирах. 

В качестве закона, при полной общественной поддержке, в стране успешно утвердился вопиющий произвол “новой барыни”, с этими ее  шокирующими представлениями о прекрасном, до которых ранее политический российский класс никогда не опускался. Произвольные “выходы” и желания барыни потанцевать потрясают своей первичностью и отсутствием всякой изящности... Ее культурно-политические желания оказываются совершенно не сопряжены не только с требованиями старого российского этикета, но и хода и “этикета мировой истории”. Этот последний воспринимается ею как угроза  установленным ею дворовым правилам и построенному на них бытию. Приближение “мирового духа” к границам ее этики и эстетики представляются ей приближением опасного врага и уменьшением "подлетного времени". Эти опасения новой самодержавной “семьи” потерять свои привилегии и захваченные богатства, выдаются за угрозу национальному бытию и суверенитету. Но этот последний и без этого уже давно утерян. Россияне давно уже отлучены от своих суверенных прав, за которые отчаянно боролась вся передовая русская культура, начиная с Радищева, выступления декабристов и в какой-то мере даже большевиков. О декабристах специально создается пропагандистский фильм, в котором их в угоду барыне пытаются духовно развенчать. Вся свободолюбивая русская литература, поэзия, публицистика и сама историческая линия освободительного движения в России предана насмешке и шельмованию, вместе с самим понятием либерализма. Чаадаева, Герцена, Огарева, Белинского, петрашевцев, Добролюбова, Некрасова, ранее почитаемых за свое просветительство и борьбу с абсолютизмом, феодализмом и невежеством стараются дискредитировать, лишить значимости в русской истории. Критике и сомнению в авторстве подвергаются свободолюбивые стихи Лермонтова... Можно диву даться этой низкопробной ревизии российской культуры...

Философия барыни покоится на низкой инстинктивно-интуитивной традиции подобострастной верности холопа господину и за счет этого получения права обогащаться за чужой счет и жить в бесстыдной и отталкивающей безудержной роскоши, стремлении удерживать этот миропорядок любыми способами. Держать общество в состоянии униженном и лишенном возможности влиять хоть как-то на ход вещей в московском царстве. Барыня единственная имеет право голоса, право думать и принимать решения. Критиковать ее за этот порядок, за этот образ жизни является национальным предательством, преступлением и пением с чужого голоса. Русский человек просто не имеет права думать иначе, чем думают в барском доме. Иначе он автоматически перестает быть патриотом, теряет связь со своей родиной, изменяет "всему народу".

Эта распоясавшаяся помещица, окружив себя сонмом безропотных исполнителей, распоряжается жизнью своих людей и их природными богатствами, которые, видимо, вполне искренне считает уже своим фамильным достоянием, принадлежащем ей отныне и вовеки веков по какому-то загадочному праву. Надо отдать ей должное - она о своих людях проявляет снисходительную заботу. Поэтому находит вполне естественным, что они особых прав иметь не должны.  От них могут пойти беспорядки и требования честных выборов. А это нарушит установленную гармонию…  Такой ход вещей никого не поражает, не изумляет, не потрясает. Эти дремучие приемы управления и преступления барыни не затрагивают и не оскорбляют моральные чувства народа. Он в своей основной массе не чувствует себя униженным и оскорбленным отвратительным ростом насилия в силовых структурах, убийствами среди всего честного народа неугодных барыне людей, ее вызывающе-оскорбительными дворцами, терактами и военными преступлениями... 

Уже прошло больше месяца с начала новой войны, которая дает возможность документировать чуть ли не каждый выстрел, следить за ее ходом почти в онлайне, демонстрировать все ужасы городских боев, разрушений и убийств самых разных категорий населения, но все это никак особо не тронуло народную душу. Она не шевельнулась, не содрогнулась, не проявила никаких гуманных чувств… Мне вспоминается случай с одним автомобильным наездом. Дочь какого-то высокого провинциального чиновника ударила машиной переходящего дорогу человека. Что она сделала в следующий миг? Выскочив из своего джипа, первым делом, ругаясь, бросилась осматривать повреждения на бампере… Такова была ее естественная реакция. Не помню, чтобы ее поведение всколыхнуло общественность или возмутило державное руководство. В данный момент страна, чья армия совершила сознательный наезд, даже и не думает подойти к жертве, не выражает ей никакого сочувствия… Она занята только тем, что дает интервью о том, как пострадавшая сама во всем виновата и как этот наезд в действительности призван ее оздоровить... Моральный облик данного шофера поставил в тупик все народы мира...

***

Тяжелый рассказ написал русский писатель. Недаром он так беспокоит и пугает детей. Да и взрослым есть от чего испугаться. Страшный образ мычащего человека огромной физической силы, который душой и телом принадлежит сумасбродной барыне, не только не потерял своей актуальности, но, как оказалось, еще не вполне реализовал всего объема своего пугающего предсказания.

Никого не стесняющаяся, перед лицом не только своего народа, но и всего света, беспринципность и аморальность жизни класса новых собственников, родившихся далеко не с золотой ложкой во рту, растлила и развратила общество и его армию в масштабах, которых ранее русская история не знала. Никогда еще немногочисленная группа людей с таким ограниченным кругозором, лишенная всякой связи хоть с какой-нибудь значимой культурной традицией, не получала в свои руки таких мощных рычагов влияния на общество и ничем не ограниченного доступа к его богатствам. Их лишенный всякого политического и дипломатического таланта, агрессивный и внутренне фальшивый образ  правления сформировал совершенно неприемлемую с точки зрения любой современной общественной свободы форму народного существования, привел к поруганию самой идеи нашей национальной культуры, чем бросил вызов вовсе не мировому сообществу, а Провидению. Кризис, порожденный нынешней Россией, является в отношении ее не столько кризисом мировой цивилизации, сколько кризисом в первую очередь духа современного русского государства и общества. Духовное разложение последнего зашло уже столь далеко, что растревоженной оказалась всемирная история. Ее движение не обязательно должно принимать форму трагедии.  Но тот, кто первый нажимает на курок, запускает именно этот ее вариант. Очевидно еще далеко не все поняли, что своим невежеством и самодурством барыня посеяла ветер. Что над головами обитателей двора уже собрались тяжелые тучи, а вдали уже можно видеть как гнутся кроны деревьев.

Немецкий мыслитель, который своей научной, диалектически настроенной лирой пробуждал в своем народе чувства добрые и разумные, утверждал, что ветер необходим для застоявшихся озерных вод. Он их предохраняет от гниения. От которого они сами не способны избавиться. Но едва ли он мог даже отдаленно представить себе, какой точно силы окажется тот ветер, который может статься потребуется для внутреннего очищения его собственному отечеству, чтобы оно смогло начать свою жизнь именно на этих, проповедуемых и столь высоко им ценимых началах.

***

Мне остается сказать, что совершенно невероятным образом до самого последнего времени сохранялся в живых “великий и могучий” русский дуб из родового имения автора бессмертного рассказа, посаженный им самим. Поразительно древнее русское дерево зачем-то сохранилось в России до наших дней. И вот, какое интересное обстоятельство – в феврале 2022 года дуб этот должен был участвовать в конкурсе “Европейское дерево года”. Но он почему-то не смог или не захотел в этом конкурсе участвовать. Он рухнул. Утверждается, что от сильного ветра: https://tass.ru/proisshestviya/13072267?utm_source=google.com&utm_medium=organic&utm_campaign=google.com&utm_referrer=google.com


Aucun commentaire:

Publier un commentaire